Monday, February 13, 2012

Личное пространство


Одна из основных сложностей в общении со Сверхпотенциальными Детьми, заключается в их очень бережном отношении к личному пространству. Вы наверняка знакомы с проявлениями упрямства, агрессии, протеста при попытке привить минимальные социально удобные навыки, добиться приемлемой манеры общения с родителями, соблюдения режима и т.д.
Существует определенная прямая зависимость между глубиной человека и величиной его личного пространства. Наши Сверхпотенциальные Дети отличаются как духовной и ментальной глубиной, так и обратной стороной медали – огромным личным прстранством. Их богатый внутренний мир отражен как в зеркале во внешнем мире, в  «частных владениях личности». Всякое частное владение неприкосновенно. За нарушение границ частной собственности такого рода не налагается штраф, охранник не спустит на вас собак, но ваш ушерб окажется более существенным. Это утрата (временная или постоянная) внутренней связи с близким человеком.
К сожалению, у нас нет готового рецепта для определения границ «частного владения личности», их можно изучить только опытным путем, в общении с ребенком, внимательно прислушиваясь к реакции, постепенно, мелкими и осторожными шагами, старясь не наступить на «любимый кустик» приближаясь и отдаляясь.
Пример:
Маленький ребенок строит домик из кубиков. Увлечен,и,заметьте сосредоточен, на своем занятии. Любящая мамочка, соскучившись по крохе, начинает страстно целовать его...Грубая интервенция на частную территорию, и, соответственная реакция – крик, агрессия.
Младший школьник выигрывает в тетрис сложнейший 23 уровень. За две линии до победного окончания игры, заботливая мама настойчиво напоминает об уроках. Реакция – агрессия, протест.
Подросток поздно возвращается с прогулки. Измученная волнением мама накидывается с упреками – грубое нарушение неписанной конвенции о непресечении границ, реакция – протест, грубость или показное безраличие.

Мама, уважающая право своего Сверхпотенциального Ребенка на личное пространство, присядет рядом с малышом, продемонстрирует ему свой интерес постройкой, дождется окончания инженерных работ, выразит словами или взглядом свое восхищение, и опять же словами или жестом пригласит к обмену нежностью. Не факт, что ребенок откликнется на призыв, возможно это не самое подходящее время, но законы границ будут соблюдены.
Мама тетерисового чемпиона, будет наблюдать за игрой с растояния, что бы не помешать, не издавая ни звука ни вздоха, до окончания уровня, выразит свой восторг по поводу выигрыша, и затем поставит рамки: «еще один такой же блистательный выигрыш, и садимся за уроки». Вполне возможно, что ребенок не выполнит условия, так как за следущим выигрышем забрежжит новый горизонт, и тогда надо будет менять тактику (например отвлечь от тетриса промежуточным занятием, от которого снова перейти к предложению выполнить домашнее задание), но неприкосновенность частного владения нарушена не будет, сохраниться взаимное уважение, а значит можно будет продолжать переговоры.
Сложнее всего маме ночного гуляки. Очень трудно смириться с ощущением наших 15летних крошек, что они уже взрослые и сами решают куда пойти и во сколько вернуться. Но ничего не поделаешь, как бы ни было нам важно контролировать эту область их жизни, это запретная частная зона, и топтаться на ней в кирзовых сапогах справедливого гнева запрещено. Мудрая мама встретит сына участливым вопросом, искренне и БЕЗ ИРОНИИ(!!!), хорошо ли отдохнул, голоден ли, во сколько завтра разбудить. И ни слова упрека! На завтра, улучив момент, когда сын не занят своими самыми_важными_делами, заранее обозначив свое желание обсудить произшедшее, можно попробовать объяснить подростку, что, уважая его право на самостоятельность и личную жизнь, вы просите ответного шага от него. Для вашего личного счастья важно, что бы все члены семьи (ВАЖНО!!! Не он, потому, что маленький, а все, и он как часть семьи), были дома к 24:00. Если ваш Сверхпотенциальный Ребенок не захотел Вас выслушать, значит беседа происходила на территории его личного пространства, нужно отойти  еще и попробовать (уже в другой раз), поговорить с позиции «здорового образа жизни», уважения к законам общежития, ответственности перед завтрашним учебным днем.

Как я уже сказала все это не готовые рецепты, а только  общая идея, основа для Вашего личного родительского творчества.
Считаю необходимым именно в этой главе затронуть еще один важнейший момент. Это «личное пространство» самих родителей. Обратите внимание, уважаете ли Вы свое собственное право на «частное владение личности» и право Вашего супруга?
Одна моя близкая подруга, прекрасная, любящая многодетная мама, преуспевающая в воспитании своих деток, умудряющяся ни одного из своих нескольких погодков не оставить без внимания, уважающая индивидуальность каждого из своих чудесных Сверхпотенциальных Детей, призналась, что несколько лет не пила горячего чая. Вырвав минуту для приготовления чашки чая, она уже не имеет возможности потратить 3 минуты и выпить его горячим.
Нам с Вами необходимо научиться охранять собственные рубежи. Только четко определив свои границы, можно по настоящему уважать чужие.
Любить, уважать, принимать и понимать Вашего Сверхпотенциального Ребенка , вовсе не означает полного отречения от себя. Наши дети с определенного возраста (в среднем 5 лет, но взросление процесс очень индивидуальный, это может произойти и раньше и позже), прекрасно умеют чувствовать границы «частных владений» и соблюдать конвенцию о ненападении, но только в случае двустронней договоренности. 

  Для записи в программу СДВГ/ADHD – счастливый ребенок, свяжитесь, пожалуйста со мной

No comments:

Post a Comment